Воскресенье , 8 декабря 2024
Главная / Дети / Детское чтение / Растим читателя с детства: что и как читать ребенку 2-3 лет

Растим читателя с детства: что и как читать ребенку 2-3 лет

Многих современных родителей волнует вопрос о чтении детей, скорее даже, об отсутствии интереса к нему. Только не родителей, имеющих дошкольников. В этом возрасте большинство детей имеют естественный интерес к книге и просят родителей почитать им. Ученые объясняют этот интерес естественной любознательностью ребенка в познании окружающего мира, особенно того, что недоступен непосредственному восприятию. Возрадуемся этому! Поддержим этот интерес! Глядишь, и не возникнет через 3-5 лет вопрос о том, почему же наши дети не любят читать.

Лето. Время путешествий, отдыха на природе, время общения в кругу семьи. Что почитать своим детям? Давайте по порядку: в каждом возрасте – своя специфика. Итак:

Малышу 2-3 года. Большинство детей любят сами книжки рассматривать, а потом просят взрослых почитать им. Однако внимания надолго не хватает. Ничего, будем читать понемногу, по 5-7 минут, чтобы малыш не уставал.

Читаем стихи

Что читать? В этом возрасте детям нравится ритмически организованная речь, она завораживает своей необычностью, рифмой, ритмом. Значит, подойдут небольшие стихи, народные песенки, потешки. Их можно не только читать в книжке, рассматривая картинки, но и проговаривать ребенку в подходящий по действиям момент. Так, ребенок умывается и слышит: «Водичка-водичка, умой мое личико…», играет с котенком, а мама говорит: «Как у нашего кота шубка очень хороша…», ложится спать и слышит «Ночь пришла, темноту привела…», гуляет во дворе, а мама комментирует наблюдения в природе: «Солнышко, посвети….», «Дождик-дождик, что ты льешь, погулять нам не даешь?…» и т.д. Это создает эмоциональный настрой, помогающий восприятию текста. А если удастся повторить песенку или потешку несколько раз, ребенок легко запомнит и будет помогать маме проговаривать слова. Польза: развивается память и речь. Конечно, в таком случае взрослому придется многие тексты выучить наизусть, а это и для своей памяти — польза.

Выбираем сюжеты, знакомые ребенку по собственному опыту:

— про игрушки – можно порекомендовать стихи А.Барто из цикла «Игрушки», забытые в последние десятилетия, но не утратившие своего магического воздействия на ребенка, З. Александровой «Мой мишка», «Шарик», В. Берестова «Больная кукла», «Мы играем», «Про машину», Е. Благининой «Мы пускаем пузыри» и др. Заметьте, стихи еще и подсказывают ребенку как можно поиграть с той или иной игрушкой;

— про домашних животных и лесных зверей: подойдут потешки «Курочка-рябушечка, куда ты пошла?,,,», «Зайчишка-трусишка», «Как у наших у ворот», стихи С. Маршака «Детки в клетке», Г. Лагздынь «Петушок», В. Жуковского «Привяжу я козлика», В. Берестова «Воробушки» и другие;

— про семейные дела: стихи Е. Благининой «Вот какая мама», «Наша Маша», Г. Лагздынь «Почему один Егорка?», «Грядка», «Стирка», Л. Герасимовой «Солнечный зайчик», «Строим крепость из песка» и др.

Стихи И. Токмаковой, «Ай да суп!», «Каша», Н. Пикулевой «Приглашение к завтраку» превратят процесс еды в удовольствие; стихи Р.Сеф «Тот, кто моет руки с мылом», Э. Мошковской «Уши» — помогут сформировать привычку ухаживать за собой; стихи Н. Саконской, Е. Благининой помогут малышу одеваться.

Выбирая книги, внимательно отнеситесь к иллюстрациям

Малыш будет тщательно соотносить услышанное с нарисованным. Важно, чтобы все изображения были максимально приближены к реальности и формировали правильные зрительные образы у детей. Картинки не должны быть перегружены излишними деталями, лучше всего – отдельно каждый предмет, чтобы внимательно его рассмотреть, называя особенности: котик серенький, пушистый, а лапки у него – белые, глазки большие, зеленые, ушки маленькие, а усы – длинные.

Читаем прозу

Теперь о прозе. С 2-х лет знакомим детей с русскими народными сказками: «Курочка Ряба», «Колобок» (в обработке К.Д. Ушинского), «Репка», «Теремок», «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова), «Три медведя». Для начала – самыми простыми, понятными, в которых действия персонажей повторяются (литературоведы называют их «кумулятивными сказками»). Многим взрослым людям они кажутся лишенными смысла, однако для малышей они являются основой для развития мышления и речи. Обратите внимание, что постепенно появляющиеся персонажи «Колобка» и «Теремка» выстраиваются в последовательность по величине. В сказке «Три медведя» ребенок знакомится с набором разных бытовых предметов трех размеров – самый большой, поменьше и самый маленький. А это уже первые элементы формирования математических представлений.

Повторяемость фраз и действия персонажей легко запоминаются, и ребенок сам начинает «помогать» взрослому рассказывать сказку, подговаривая запомнившиеся фразы. А теперь самый главный секрет: сказки лучше не читать, а именно рассказывать: медленно, с выражением, с опорой на картинки, а еще лучше – выкладывая картинки из плоскостных фигурок персонажей (подобные наборы можно купить в магазине) или передвигая фигурки плоскостного театра. Тогда ребенок станет не только слушателем, но и участником почти что театрального действия, которому можно доверить расставлять фигурки, передвигать и даже говорить за них, копируя интонации взрослых.

И еще о прозе. Читайте детям очень коротенькие, но важные для них по смыслу рассказы Льва Толстого, написанные им более 180 лет назад для своей «Азбуки»: «У Вари был чиж», «Спала кошка на крыше», «Сел дед пить чай» и другие. В каждом рассказе 2-4 предложения, рассказывающие об обыденном, но важном для понимания малыша действии или событии. Формируются первые навыки вычерпывания смысла из прочитанного. Не забывайте и о классике детской литературы: К. Чуковский «Путаница», «Цыпленок» с замечательными рисунками Е. Чарушина, С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», В. Сутеев «Под грибом» и «Три котенка».

А если у вас растет непоседа, которому пока трудно удержать внимание при чтении книг, попробуйте предложить ему слушать аудиозаписи с детскими стихами и сказками. Это хороший способ приучать детей сосредотачиваться на несколько минут. Сделайте это некоторым ритуалом, например, читаем каждый вечер перед сном.

Источник: 7ya.ru

Смотрите также

Как динозавров сменили первые млекопитающие: детский нон-фикшн

Как динозавров сменили первые млекопитающие: детский нон-фикшн

Новая познавательная книжка для детей «Происхождение человека» — это одновременно и антропология для детей, и руководство для начинающих …