Некоторые будущие первоклассники хотят в школу. Но и у них ко второму-третьему классу нередко пропадает желание учиться. Почему так происходит?
Я с восторгом наблюдала, как мой четырехлетний сын учился завязывать шнурки. Снова и снова он брал два конца, крутил их туда-сюда, заворачивал друг в друга, завязывал узлы или нечто похожее на бантик, который развязывался, как только за него потянешь.
Он сделал сотни неудачных попыток, и все же его настойчивость ни разу не поколебалась, равно как и его позитивный настрой. Он не выказывал никаких признаков разочарования (по крайней мере, не в отношении этой конкретной задачи) и не заявлял, что у него просто нет способностей к завязыванию шнурков.
Он никогда не спрашивал, делает ли он это медленнее или быстрее, чем старшие братья. И нисколько не раздражался из-за того, что дело идет медленно. На самом деле он был возмущен, когда я предложила купить кроссовки на липучках (теперь вам понятно, кого из нас на самом деле беспокоило, что процесс идет медленно), и сказал: «Важно быть терпеливым с маленькими детьми».
Если оглянуться назад, эти ранние годы были золотым веком обучения — когда ребенок мотивирован, любознателен, гибок и позитивен. Вспомните удивительные достижения нескольких первых лет. Ползать, стоять, ходить, есть самостоятельно, ходить на горшок, бегать, ловить мяч, балансировать на качелях, держать карандаш, рисовать, прыгать через скакалку, лазать, одеваться, называть предметы, запоминать названия.
В эти ранние годы учатся большему, чем во всю последующую жизнь (даже если вы дописываете докторскую диссертацию по астрофизике в Калифорнийском технологическом институте!). Маленькие дети стремятся учиться, и, поскольку они не обременены боязнью неудачи, сравнения с другими или мыслями о том, достаточно ли они «умны», они с энтузиазмом учатся и непоколебимо верят в свою способность справиться с трудностями.
Как только у них начинает получаться, они очень довольны собой и считают, что отлично справились, даже если галстук-бабочка сидит криво, а майка надета задом наперед. До поступления в начальную школу детей мотивирует само испытание, а не звездочки, отметки или награды. Это называется мотивацией к овладению — та форма обучения, которая обычно приносит удовольствие и ведет к усвоению навыка.
Становится учеником – и теряет интерес к учебе
Так что же происходит с нашим восторженным юным учеником между дошкольным и средним и старшим школьными этапами?
Начнем с того, что идет радикальный сдвиг в мышлении, который начинается примерно с семи лет. Когда дети поступают в начальную школу, их ум приходит в совершенно новое состояние — способное мыслить логически, реалистично и стратегически.
Этот сдвиг у детей по всему миру происходит настолько резко, что его часто называют когнитивной революцией. Он позволяет им решать все виды проблем, недоступных для них всего годом или двумя ранее.
- Они могут точно классифицировать категории — отсюда и целенаправленное внимание к сортировке камней или аксессуаров для Барби.
- Они понимают символы, и успехи в математике и чтении становятся пропуском в мир других академических навыков.
- Они лучше понимают, что важно и на что им нужно обратить внимание, и могут выработать стратегию для запоминания необходимой информации.
Может показаться, что все эти дополнительные способности должны привнести в обучение еще больше азарта. Тем не менее, хотя у большинства детей энтузиазм в первые несколько лет начальной школы еще присутствует, по мере приближения к концу первых классов наблюдается резкий спад и в азарте, и в увлеченности учебой. Почему?
Учиться уже не так весело. Обучение маленьких детей проходит весело. «Где у тебя носик? Как говорит песик?». Жизнь малышей — это постоянный внезапный тест, и они не получают двоек за то, что показывают на глаза вместо носа или говорят «Mу-у» вместо «Гав». Скорее, вы засмеетесь, мягко поправите и предложите попытаться снова. Чтобы поддерживать любопытство у малышей, не требуется особых усилий.
Дети начинают сравнивать себя друг с другом. Маленькие дети слишком заняты обучением, слишком эгоцентричны, чтобы беспокоиться о том, как они «соотносятся» с другим ребенком, и они переоценивают свою компетентность. Примерно с восьми лет дети начинают сравнивать себя с другими, потому что теперь они умеют классифицировать, упорядочивать и наблюдать сходства и различия. Они больше не считают себя «лучшими» или «самыми крутыми». Они формируют более реалистичное, но в то же время более уязвимое самовосприятие.
Дети испытывают на себе негативные эффекты системы образования. Очень много учебного времени уходит на подготовку детей к тестам по математике и языкам. В первую очередь проверяется заучивание наизусть, а не более важные и сложные навыки, необходимые для решения трудных задач. Физкультура, музыка, рисование — все эти предметы в результате были сокращены, иногда резко. Больше всего беспокоит пренебрежение способностью критически мыслить, а следовательно, она не развивается.
Что могут сделать родители, чтобы поддержать желание учиться
Когда ваш ребенок говорит: «Грейс очень умная», вы должны отвечать: «В каком плане?» С самого начала это помогает детям понять, что есть много проявлений ума, проявлений успеха и вариантов продуктивной жизни, наполненной смыслом. Вот несколько способов стимулировать развитие интеллекта.
Проявляйте любопытство. Для вашего ребенка мир полон чудес. Посидите с ним, пока он наблюдает, как прозрачная жидкость, которую вы налили в ванну, превращается в шапку разноцветных пузырьков, танцующих и исчезающих, если он слегка подует. Не торопите ребенка, завороженно наблюдающего за миром вокруг. Ваш ребенок одновременно раскрывается навстречу миру и учится наблюдать. Любознательность и наблюдение лежат в основе обучения.
Пощряйте вопросы. Мы уже настолько приучены к правильному ответу, что забываем: самое эффективное в обучении — это правильный вопрос. Дети часто задают вопросы. Они помогают им понимать пока еще непонятный мир и ориентироваться в нем. «Куда девается солнце ночью?»; «Почему мне нельзя спать на улице?»; «Где живет бог?»; «Почему я не могу есть мороженое на ужин?».
Самый быстрый способ собрать огромный объем информации, необходимый для понимания себя и окружающего мира и ориентирования в нем, — спрашивать взрослых. Наша задача состоит из двух частей:
- давать ответы;
- помогать детям искать способы самим отвечать на свои вопросы.
Возьмем такой вопрос: «Мама, Рэйчел никогда не делает уроки и всегда просит дать ей списать. Что мне делать?». Каков наилучший подход?
На первый взгляд, это простой вопрос о неподобающем поведении Рэйчел, но в нем заложено гораздо большее. Ваша дочь как минимум имеет дело с социальной проблемой — понятиями честности и самоопределения.
У вас может возникнуть соблазн сказать ей: «Сама подумай», но она не может — ей нужна помощь взрослых, чтобы разобраться в своих чувствах.
Можно было бы ограничиться фразой: «Скажи Рэйчел, чтобы больше так не делала». Но на самом деле вам нужно построить для своей дочери лестницу, чтобы показать, к каким последствиям в будущем может привести такое поведение: сначала человек спишет на экзамене, потом не вернет блузку, потом уведет у нее парня.
Лучший подход — провести мозговой штурм вместе с дочерью. Предложите ей придумать возможные объяснения и решения: рассказать учителю, пересесть от Рэйчел, запретить ей списывать работу, предложить помочь ей с заданиями, перестать с ней дружить.
Помогите ребенку оценить последствия каждой из идей. «Каково было бы, если бы вы с Рэйчел перестали дружить?» «Что может произойти, если ты скажешь учителю?»
Если вы сумеете ответить как-нибудь в этом роде — значит, вы обеспечили своей дочери навыки, необходимые для ответа на любой сложный вопрос в социальной, личной или учебной области.
Ваш посыл для нее заключается в том, что ее вопросы ценны, что каждое действие имеет свои последствия, что у дружбы тоже есть границы и что совместное решение повседневных проблем часто наиболее продуктивно.
Цените риск в учебе. Большинство детей умеют заучивать наизусть. Но если они посчитают, что это лучший способ обучения, мы лишим их источника новых знаний на всю оставшуюся жизнь — настоящей любознательности, упорства и увлеченности материалом.
Недостаточно просто уметь классифицировать живые и неживые существа (часть учебной программы по естественным наукам для третьего класса) — у заинтересованного ученика появится еще много вопросов. Усвоение контента — самая легкая часть обучения. С детьми младшего возраста главное — поддерживать интерес и помогать им находить разные подходы к пониманию этого контента.
Вывозите ребенка на природу. Из-за нашего страха перед потенциальными опасностями современные дети лишены того, что традиционно было одним из самых полезных и поучительных аспектов детства.
Маленькие дети учатся через органы чувств. Они любят ходить по грязи и воде не потому, что им нравится, когда вы лишний раз пылесосите комнату, а потому, что так они легко и с энтузиазмом воспринимают информацию.
Мир природы предлагает уникальные возможности для развития у детей умения наблюдать и сопереживать, а также самооценки и уверенности в себе. Природа питает умы и эмоции наших детей и в целом живет в размеренном темпе, наиболее комфортном и для них тоже.
Источник: 7ya.ru