Главная / Образование / Школа / Как помочь ребенку выбрать будущую профессию

Как помочь ребенку выбрать будущую профессию

Современные школьники встают перед проблемой выбора будущей профессии уже в 14 лет (возраст, когда в нашей стране дети получают право с согласия родителей или законных представителей работать в свободное от учебы время). Но лишь немногие на пороге 9 класса знают, кем хотят быть. Многим подросткам сложно принять решение о дальнейшем месте учебы и будущей профессии. Кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа (НСПК) Вера Пфлюг рассказывает, как родителям помочь ребенку определиться с будущей профессией.

Почему подросткам трудно определиться с профессией

Как показывает сложившаяся практика, этому есть несколько причин:

  • Вопрос о будущей профессии выталкивает ребенка из зоны комфорта
  • Всю жизнь он живет с родителями, которые его кормят, одевают, создают досуг. В школе также всё планируют за него — какие предметы и когда изучать. И вдруг среди всего этого умиротворения звучит вопрос: «А куда ты пойдешь после 9 класса?» или «Кем ты хочешь работать?». Подросток попросту не готов к такому взрослому решению, особенно в тех семьях, где у ребенка изначально не было права голоса, где до этого момента он был маленьким. Молодой человек начинает испытывать дискомфорт, уходить от проблемы. Если это вызывает раздражение и недоумение со стороны взрослых, то ситуация усугубляется.

  • Отсутствие понимания разницы между престижной и востребованной профессией
  • Что мы выбираем: статус или материальный достаток? Всегда ли статус обеспечивает высокий материальный достаток? Выбирая будущую профессию (учебное заведение) своим детям, родители сначала думают о том, чтобы «было не стыдно перед родственниками, коллегами», и только после о том, а легко ли будет потом ребенку трудоустроиться и какую зарплату он будет получать.

  • Минимальные или недостоверные знания о профессиях
  • Дети активно знакомятся с миром профессий в детском саду. В школе же этому внимание практически не уделяется. И ребенок имеет расплывчатые представления о существующих профессиях, а порою не может описать специфику работы даже своих родителей. Либо подросток черпает информацию из телесериалов, где, как правило, профессии представлены не объективно.

  • У подростка слишком много разноплановых интересов, а надо выбрать что-то одно.
  • Увлеченному музыкой, литературой, футболом и химией школьнику сложно сделать выбор в пользу чего-то одного. И то, что было предметом гордости в семье, на пороге взрослой жизни становится настоящей головной болью – что же все-таки выбрать в качестве будущей профессии?!

  • Подросток боится ошибиться, так как думает, что делает выбор на всю жизнь
  • В 14 лет так сложно понять, чего хочется добиться к 30, 40, тем более к 50 годам. Если перед глазами молодого человека нет удачных примеров успешных в профессии людей, то ему не на что опереться в своем выборе и страх поступить неверно только усиливается. Либо может возникнуть обратная реакция, когда ребенок делает такой вывод: выбирай – не выбирай, все равно ничего хорошего не получится. И куда-то поступает, лишь бы поступить.

    Как помочь ребенку с выбором

    Несколько возможных решений:

  • Воспитывайте в ребенке самостоятельность
  • Ребенок должен выбрать профессию сам. В этом случае родители застрахованы от возможных будущих упреков ребенка, если что-то в его профессиональной жизни сложится не так. Большое подспорье — краткосрочные курсы по выбору, которые сегодня организуются в российских школах с 5 класса, профессиональные пробы (для учащихся 8–9 классов), разные кружки и секции. Родителям важно объяснить значимость посещения таких занятий, а выбор оставить за ребенком, развивая тем самым его самостоятельность.

  • Анализируйте рынок труда и ищите востребованные профессии
  • Родителям с детьми важно понять разницу между востребованной и престижной профессией.

    Специалистов «рабочих» специальностей, а также врачей и педагогов катастрофически не хватает. Выбирать необходимо востребованную профессию, которая не потеряет своей актуальности в ближайшие годы. Обратитесь к популярным сайтам вакансий: на каких специалистов больше всего запросов со стороны работодателей, те и востребованы сегодня. Там же можно почерпнуть информацию об уровне заработной платы, требованиях к соискателям (уровень образования, знание языка, владение ИТ-программами и т.д.).

    Ценный источник информации о востребованных профессиях недалекого будущего — «Атлас новых профессий». Самая последняя версия, Атлас 3.0, написана специально для подростков простым и увлекательным языком (познакомиться с Атласом можно тут: https://new.atlas100.ru).

  • Знакомьте с миром профессий «изнутри»
  • Родителям необходимо еще в раннем детстве рассказывать детям о своей профессии. Сначала дошколенок узнает, кем и где работают мама и папа, бабушка с дедушкой и другие близкие люди. По мере взросления дети получают все больше информации о профессиональной деятельности родителей и родственников. Замечательно для первого знакомства с миром профессий подойдут сюжетно-ролевые игры («в магазин», «в шофера», «в археолога» и т.д.), экскурсии на места работы родителей, посещение выставок и профессиональных праздников.

    С 14 лет профориентация должна уже носить более активный характер. Где и как дети могут получить информацию о специфике профессий? Несколько возможностей:

    • специализированные выставки, в том числе музейные экспозиции на предприятиях;
    • дни открытых дверей на предприятиях или экскурсии;
    • дни открытых дверей в профессиональных учебных заведениях;
    • общение с представителями профессий;
    • профессиональные пробы, например: волонтерство, работа во время школьных каникул, мастер-классы;
    • участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах.
  • Не путайте любимый школьный предмет и будущую профессию!
  • На первом месте должны быть те увлечения, которые позволяют ребенку получить важные для будущей профессии знания, умения и навыки. Т.е. с точки зрения профориентации неверно рассуждать так: «Мне нравится математика, пойду-ка я на математика». Правильнее будет: «Я хочу быть успешным инженером-конструктором, а для этого мне надо знать математику на «отлично». Запишусь-ка я на курсы по углубленному изучению математики!». Конечно, при этом будущему успешному инженеру-конструктору никто не запрещает для души писать весенние пейзажи!

  • Все течет, все изменяется и профессия тоже!
  • Нужно понимать, для чего приобретается профессия. Профессию человек получает, чтобы зарабатывать деньги, так как большая часть того, что ему необходимо для жизни, приобретается именно за деньги. И выбрать надо востребованную профессию, которая будет приносить доход, обеспечивающий достойный уровень жизни. Если профессия устарела и перестала приносить желаемый доход, нужно освоить новую. За свою жизнь человек может не только несколько раз поменять место работы, но и место жительства и даже сферу деятельности. Понимание этого факта позволит более спокойно (без страха ошибиться) подходить к выбору будущей профессии.

    Подведем итоги:

  • Родителям надо заниматься профориентацией своих детей, и чем раньше – тем лучше.
  • Родителям не стоит настаивать на своем выборе, лучше дать ребёнку самому определиться с будущей профессий и местом учебы.
  • При выборе профессионального пути надо четко понимать, что дает будущая профессия.
  • Сегодня много возможностей для интересного и разнопланового профессионального самоопределения детей.
  • Выбранную профессию всегда можно поменять.
  • Надеемся, что статья поможет родителям спокойнее реагировать на выбор профессионального пути своих детей, понять его, принять и перейти из разряда оппонентов в союзники.

    Источник: 7ya.ru

    Смотрите также

    13 советов родителям детей с дислексией

    13 советов родителям детей с дислексией

    Когда ребенок в школе не успевает, медленно читает и пишет с ошибками, родители думают, что …