Если ребенок вдруг решает бросить спорт, музыку или любые другие внешкольные занятия – это всего лишь значит, что у него упала мотивация. Хотя родители порой переживают подобные скачки мотивации как «ужас-ужас». «Правила бросания всего», которые вы найдете ниже, наверняка примирят обе стороны и дадут толчок к новому развитию. Но сначала история о том, что в бросании можно найти много плюсов (а не только минусы).
А если никакой вид спорта так и не «зашел»: история Вити
Мальчик Витя двенадцати лет прошел типичный путь Незнайки: пробовал все возможные виды спорта и ни в одном из них не задерживался дольше чем на полгода. Не получил медалей, разрядов и поясов, не переступил через себя ни в чем: как только приходила пора совершить значительные усилия, бросал занятия. Теперь Вите ужасно хочется получить признание, но как, если формального успеха он так и не добился?
Что произошло? Молодой человек перепробовал много видов спорта, но ни в одном он не увидел смысла. Между тем если он постоянно пробовал, значит, он постоянно тренировал свое тело, пусть и не систематически. Он пробовал разные виды спорта и в каждом из них кое-что усвоил. Все это — огромный наработанный ресурс, пусть и не воплощенный в грамотах и медалях.
Что можно сделать? Попробовать себя в танцах: спортивная подготовка тут окажется очень кстати. Превратиться в блогера-дегустатора: писать и рассказывать другим о разных видах спорта и о том, что удалось понять, занимаясь ими. Собрать собственную коллекцию спортивных занятий: специально отыскивать и пробовать экзотические, необычные виды спорта, беря от них только то, что нужно для коллекции.
В результате там, где были провалы (я так и не смог добиться, я не преуспел), теперь оказались возможности (я еще не попробовал конкур, я не прыгал с тарзанки, на лыжах катался, а на сноуборде еще нет). Нет возможности расти вглубь — значит, растем вширь и получаем от этого удовольствие.
В общем, если ребенок вдруг захандрил, решил бросить, утратил интерес и погрузился в царство скуки — для вас это неплохой вызов. Если принять его, вы сможете вдохнуть новые цели и перспективы в надоевшее, привычное, ставшее рутинным занятие. А это немало!
Правила бросания и продолжения любых занятий
Уставшая мама:
— А что можно сделать, чтобы ребенок не выдавал мне вот эти «надоело, больше не пойду» постоянно? Я же не каждую неделю готова проделывать сложные упражнения с поисками новых смыслов?
Никто не может гарантировать, что вы один раз проделаете упражнение по поиску новых смыслов и больше уже не вернетесь к этой проблеме. Дети растут быстро, часто передумывают, переосмысляют… Но идея ограничить процесс поиска себя мне очень нравится.
Предлагаю четкий алгоритм действий.
Шаг 1. Собираем информацию.
Крошка сын к отцу пришел и сказал: все, нет сил, бросаю … (сюда впишите все, от курсов кройки и шитья до школы вообще). Вы проделываете необходимые упражнения, чтобы не дать волю эмоциям, и начинаете подробное интервью: когда появилось такое желание, с чего оно началось, были ли какие-то важные события, после которых занятие перестало радовать… Собрав полный анамнез, переходим к созданию аварийного плана.
Шаг 2. Взвешиваем риски.
Вместе с ребенком перечислите все возможные удовольствия, которые приносит вам это занятие сейчас и которые может принести потом, в обозримом будущем. Олимпийское золото и большую сцену лучше не обещать, а вот реальные и доступные бонусы лучше перечислить все. Дальше задаем ребенку вопрос: разве все эти бонусы не стоят того, чтобы дать занятию второй шанс и договориться «допилить» еще, скажем, пару месяцев? Или до конца учебного года? Или до следующей аттестации?
Шаг 3. Составляем договор.
Обязательно устанавливаем временную границу: вот столько тренировок, вот столько недель, вот столько месяцев ребенок обещает не бросать. Прописываем условия: например, взрослый обязуется никогда не опаздывать после окончания тренировок, всегда забирать ребенка вовремя, давать с собой печенье — в общем, условия на ваш вкус.
Ребенок, в свою очередь, дает честное слово до указанного момента не начинать разговор на тему «бросаю» (кроме экстренных, из ряда вон выходящих случаев, вроде буллинга или недопустимого поведения педагога).
Договор распечатываем или пишем от руки (все, что осталось в голове, моментально забывается и теряет магические способности), подписываем (со всей ответственностью), прячем в ящик с документами и вешаем на стену календарь, где отмечаем наш дедлайн.
Шаг 4. Визуализируем все ожидаемые бонусы.
Берете лист ватмана и рисуете подробный маршрут достижений — с сегодняшнего дня и до дедлайна. Это могут быть любые выступления, комплименты, самые разные способы применения полученных навыков, концерты, соревнования, бытовые умения — в общем, все, что можно извлечь для себя из предстоящего этапа завершения.
Оформляйте все возможные достижения как пустые зоны, в которые можно с наслаждением ставить жирные яркие галочки, приклеивать фотографии, добавлять трофеи… Можно сделать больше шагов, чем вы наметили целей: есть же такие эффекты, о которых вы сейчас даже не подозреваете. Располагая трекер на листе, лучше всего выбрать восходящий вектор: вперед и вверх. В конце трекера обозначьте дату окончания вашего семейного договора.
Теперь как только ребенку удается хоть чего-то добиться, получить положительные эмоции на тренировке, достичь одной из поставленных целей — он рисует галочку на трекере.
Каждый раз, когда ребенок сгибается под гнетом неудач, его обуревает скука, лень, желание все бросить — апеллируйте к вашему договору: там стоит подпись ребенка, к тому же рядом на стене висит целый коллаж потенциальных приятностей. Такое уже не бросишь под влиянием минуты!
Шаг 5. Час икс.
В назначенный день и час достаньте из ящика ваш договор, положите перед собой трекер достижений и задайте ребенку ключевой вопрос: бросаем или нет? И дальше — ребенок волен выбирать. Он может захотеть попробовать еще немного, или с радостью отказаться от занятия, или предложить вам какой-то третий, совершенно неожиданный вариант. Так или иначе, это будет качественно осмысленный уход из спорта, отказ от кружка или секции, переход на семейное обучение и т.д.
Уставшая мама:
— А если он все равно говорит, что хочет бросить, а я все равно хочу, чтобы он продолжал?
Этот момент — час икс не столько для ребенка, сколько для вас. Сейчас вы проверяете на прочность свое доверие ребенку, свое отношение к нему как к автономной личности. Если ребенок говорит, что, несмотря на все успехи и радости, он хочет покончить с тем или иным занятием, ваша задача — принять это решение. Помните, что под договором с ребенком стоит и ваша подпись.
Все, что было запаковано и убрано на антресоли, всегда можно снова достать и распаковать. Ребенок может снова начать рисовать, петь, заниматься математикой, встать на горные лыжи — спустя год, пять, десять, даже тридцать. А вот если вы надавите, примените силу, обесцените волю ребенка — у него появится гораздо меньше поводов возвращаться к этому занятию.
Что нужно запомнить о скачках мотивации
Они естественны. По мере того как дети растут, у них меняются источники мотивации, искать и перепроверять их так же естественно, как каждый год покупать ребенку обувь на размер больше.
Эти скачки — не проблемы, а помощники, путеводные маяки, по которым мы выстраиваем свою индивидуальную траекторию. Если ребенок сигналит о том, что какое-то занятие больше не приносит радости, — это добрый знак.
Сами по себе скачки мотивации не способны лишить нас каких-либо возможностей, достижений и успехов. Потеря мотивации — это не то, что закрывает нам дорогу в большой спорт или мир симфонической музыки; все пути остаются открыты, мы можем пройти по ним спустя год, два, десять — стоит только заново увидеть в этом смысл. В семь лет человек занимается плаванием, чтобы получить медаль, в двенадцать — чтобы нарастить красивые мышцы плеч и спины, в тридцать пять — чтобы поддерживать свое здоровье, а может быть, чтобы приобщить своих детей к водному спорту. Никакая сила не способна закрыть перед ним эту дверь.
Когда теряются старые смыслы, появляется шанс у новых. Этой возможностью стоит воспользоваться!
Источник: 7ya.ru