Способов научить ребенка читать существует множество, но ни один не гарантирует превращения навыка чтения в любовь к книге. Поэтому приучать ребенка к чтению нужно не с изучения букв, а с совместного досуга, в котором книга будет занимать главное место.
«Дети осваивают язык до 6 лет, но попытка заставить их читать до 4 лет — это насилие, потому что мозг ребёнка ещё не очень хорошо подготовлен, чтобы различать буквы», — убежден нейробиолог из США доктор Сэм Ван.
И всё же организовать ненавязчивый процесс обучения чтению стоит — хотя бы потому, что в недавнем исследовании обнаружили чёткую связь между прогрессом в чтении в возрасте семи лет и социально-экономическим успехом в сорок. Что же надо знать о том, как ребенок осваивает речь и чтение?
Все дети учатся говорить — значит, научатся и читать
Формирование грамотности — это постепенный, непрерывный процесс обучения, который направлен на понимание и использование языка, и длится от рождения до восьмилетнего возраста. В течение этого периода дети сначала учатся использовать устные формы языка (слушание и говорение), а затем начинают понимать смысл письменных форм (чтение и письмо).
Трудно поверить, но когда вы поднимаете своего долгожданного малыша на ручки, смотрите ему в глаза, что-то нежно проговаривая, вы уже помогаете делать первые шаги к развитию речи.
Маленькие дети продолжают развивать навыки слушания и разговорной речи, когда сообщают о своих потребностях и желаниях с помощью звуков и жестов, неразборчиво лепечут себе и окружающим, произносят первые слова и быстро добавляют к ним новые. Большинство детей, которые были окружены языком с рождения, свободно говорят в трехлетнем возрасте.
Каждый из 6000 языков в мире использует различный ассортимент фонем — отличительных звуков, используемых для формирования слов. Когда взрослые слышат другой язык, они могут не заметить различий в фонемах, которых нет в их родном языке. Младенцы же рождаются со способностью слышать эти различия. Их милая болтовня включает в себя гораздо больше звуков, чем те, что используются в родном языке. Примерно через 6-10 месяцев дети начинают игнорировать фонемы, с которыми не сталкиваются. Они повторяют только те звуки, которые слышат от своих самых близких и частых собеседников.
Как развивается речь ребенка
В течение первого года жизни дети слышат речь как ряд отдельных, но бессмысленных слов. К 1 году большинство начинают связывать слова со значением. Они понимают названия, используемые для обозначения знакомых предметов, частей тела, животных и людей.
На этом этапе дети упрощают процесс изучения таких соответствий:
- Cлова относятся к целому объекту, а не к деталям или качествам (пикачу — любимая игрушка, а не его голова или цвет).
- Слова относятся к классам вещей, а не к отдельным предметам (Пёсики — это слово для всех четвероногих животных).
- У всех, у кого есть имя, может быть только одно имя (папа — это только папа, а не мужчина или Саша).
По мере того, как дети развивают языковые навыки, они отказываются от этих допущений и изучают новые слова и значения. С этого момента прогресс в освоении языка заметно ускоряется.
Вот типичная последовательность развития речи:
- Примерно в 18 месяцев дети наращивают словарный запас с поразительной скоростью: одно слово за 2 часа.
- К 2 годам у большинства детей в запасе от 1 до 2000 слов, которые они могут объединять в простые предложения.
- От 24 до 30 месяцев дети говорят более длинными предложениями.
- С 30 до 36 месяцев они начинают учитывать категории времени и числа, использовать такие слова, как «кто-то» и «кто».
Как приучить ребенка читать: 10 шагов
Как можно заметить, дети осваивают язык с самого рождения, органично и естественно, наслаждаясь процессом обучения! Если вы хотите так же успешно встроить в «образовательную программу» освоение навыков чтения, в рекомендациях ниже наверняка найдёте то, что подходит именно вам и вашему ребенку.
Источник: 7ya.ru