Воскресенье , 8 декабря 2024
Главная / Образование / До школы / Готова ли к школе нервная система ребенка?

Готова ли к школе нервная система ребенка?

Как понять, что в сентябре уже пора начать новую жизнь? Как не передержать ребенка дома и не отдать в школу слишком рано? Есть ли какие-то объективные критерии готовности к школе?

Мифы и ложные ориентиры

Школа – это важное событие и серьезный стресс в период адаптации, поэтому родителям стоит подойти крайне ответственно и внимательно к этому вопросу. Часто логика принятия решения о том, в каком возрасте отдавать ребёнка в школу, основывается на ложных выводах родителей. Разберём некоторые из них и коротко отметим, почему они неверны.

«Семь лет – надо идти в школу». Все дети разные, у каждого по-своему проходят процессы психологического и физиологического созревания. Конечно, есть ключевые моменты развития, которые привязаны к определённому возрасту (когда малыш начинает ходить, когда произносит первые слова и т.д.). Но готовность к школе определяется целым комплексом критериев, тут необходим индивидуальный подход.

«Раз умеет читать и знает алфавит, значит, пора». Интеллектуальное развитие не всегда совпадает с эмоциональным и психологическим. Ребёнок может читать, писать и считать, но при этом не быть готовым выдерживать школьный режим, успешно коммуницировать с одноклассниками, пережить разлуку с домом и близкими и т.д. Для определения готовности к школе недостаточно проверки только знаний.

«Мой ребёнок крупный, лучше пойти в школу пораньше, чтобы не так выделяться». У каждого ребёнка свой темп роста. Для успешной адаптации в школе гораздо важнее эмоциональная зрелость и развитые коммуникационные навыки, чем рост или вес.

«Мальчиков ждёт армия: надо идти в школу пораньше, чтобы иметь дополнительный год на поступление в вуз». До того, как это случится, пройдёт еще 11 лет. Сейчас же важно думать не об армии, а об адаптации к школьному обучению. Сможет ли ваш ребёнок выдержать стресс? Готов ли он психологически? Как поддержать его интерес и мотивацию к учебе? В дальнейшем вы сможете решать вопрос поступления в вуз, например, сдать экстерном два класса за год. Но сейчас главное – своевременное начало школьного обучения, которое соответствовало бы развитию вашего малыша.

«Мне надо выходить на работу». Как правило, этот аргумент приводят родители детей, которые не ходили в детские сады. И, конечно, родителей здесь можно понять. Но не забывайте, что в этом вопросе главный фокус внимания должен быть на вашем ребёнке. Подумайте ещё раз и проконсультируйтесь со специалистами. Для работающих родителей есть разные варианты, например, если ребёнок окажется не готов к школе, можно записать его в старшую группу детского сада, где он пройдёт социальную адаптацию и подготовку к школе.

«Пусть продлит себе детство, пойдём в школу попозже». Не всем детям этот аргумент подходит. Ребёнку важно не «перегореть», в противном случае ваш любознательный «почемучка» превратится к первому классу в скучающего и ничем не интересующегося ученика.

Что действительно важно: пирамида Вильямса и Шелебергера

Пирамида Вильямса и Шелебергера – наглядная схема процессов психологического созревания человека. Основой, фундаментом является зрелость центральной нервной системы, а на самой вершине – развитие познавательных способностей. Прежде чем добраться до этой вершины, необходимо пройти все ступени. Поэтому не удивляйтесь, когда психолог, нейропсихолог или логопед рекомендует уделить особое внимание физкультуре и развитию моторики.

Для того чтобы ребенок был готов к школьному образованию, необходимо последовательно освоить все навыки, уделить внимание каждому «этажу» центральной нервной системы.

Когда ребёнку рано идти в школу

Приведём несколько ситуаций, которые помогут вам понять, что ребёнок ещё не готов к школе. Стоит помнить, что все случаи очень индивидуальны, но есть несколько ключевых моментов, которые помогут вам сориентироваться.

  • Ребёнку сложно сосредоточиться на деле, которое ему кажется неинтересным, на 25 минут. Обычно всем детям это трудно даётся, их надо вовлекать, увлекать. Но умение взять себя в руки и управлять вниманием говорит о психологической зрелости и готовности к школе. То же самое относится к ситуации, когда ребёнок постоянно берётся за какое-то дело и бросает его на полпути – ему не хватает усидчивости, которая так важна в школе.
  • Ребёнок ориентирован на взрослых и плохо выстраивает контакты со сверстниками, ему сложно взаимодействовать с детьми. В классе с ним будут учиться совершенно разные по темпераменту и воспитанию дети, с которыми придётся взаимодействовать.
  • Повышенная тревожность, ребёнок крайне возбудим и очень тяжело успокаивается. Стрессоустойчивость, умение адаптироваться — важные качества, которые крайне необходимы в школе.
  • Клинический диагноз «гиперактивность» — для таких детей рекомендуется пойти в школу позже, чтобы научиться управлять своим поведением.

Почему важно не «передержать»

Если ребёнок тянется к знаниям, читает книжки, играет в школу – у него высокая мотивация на учёбу, и её важно не потерять. Мотивация бывает различной (на успех, на обучение, на общение и т.д.), определив ее, можно выстраивать эффективное взаимодействие с ребенком и формировать у него любовь к процессу обучения. Тут важен индивидуальный подход, родители должны хорошо знать и чувствовать своего ребёнка и не пропустить момент, не «передержать».

Надо ли консультироваться с психологом перед школой

Любой родитель воспринимает своего ребёнка не объективно, а через призму своих чувств и представлений. Ведь свой ребёнок – самый умный, самый замечательный и самый талантливый. Дети чувствуют настроение своих родителей и бессознательно стремятся ему соответствовать.

Профессиональный психолог видит картину со стороны, более объективно. Может так случиться, что заключение психолога не совпадает с мнением родителей. Тогда я советую обратиться к ещё одному или двум специалистам, и уже на основании консилиума принимать решение.

В каких случаях обязательно надо обращаться к специалисту для определения готовности к школе:

  • ребёнок родился недоношенным;
  • ребёнок отставал в психологическом или физиологическом развитии в каком-то возрасте;
  • ребёнок плохо вступает в игровое взаимодействие;
  • у ребёнка проблемы со сном;
  • ребёнок неправильно произносит целый ряд звуков.

Источник: 7ya.ru

Смотрите также

Основные принципы и отличия образовательной среды в детских садах России и Германии

Основные принципы и отличия образовательной среды в детских садах России и Германии

Российские эксперты много говорят о заорганизованности российского дошкольного образования: дети не играют в те игры, …