Суббота , 12 октября 2024
Главная / Образование / До школы / Чтобы стать hard, нужно быть soft

Чтобы стать hard, нужно быть soft

Перед школой родители будущих первоклассников по-прежнему больше всего беспокоятся об умении ребенка читать — и о покупке красивой школьной формы. На самом деле, успешное начало учебы зависит совсем от другого. От чего?

Мы много в последнее время слышим о необходимости развития софт и хард скиллов у взрослых. Компании организовывают специальные курсы, на конференциях выступают тренеры с лекциями и мастер-классами на эту тему.

Все нацелено на то, чтобы рассказать о навыках, которые почему-то стали считаться актуальными, когда человек уже сформировался. Хотя если разобраться, все это нужно было просто развивать с самого раннего детства. Ведь гибкая и богатая нейронная система детей быстрее усваивать любую информацию.

Но если со взрослыми все понятно, то что же такое soft и hard skills в отношении детей? Зачем и какие навыки нужны, чтобы ребенок был физически, психологически и эмоционально готов к школе?

Софт скиллы — это социальные, психологические, эмоциональные навыки, которые помогают в решении ежедневных задач. Простыми словами — все то, что помогает ребенку обустроиться в жизни, понимать себя и других, а также принимать решения.

Хард скиллы — уже более конкретные, четкие знания и навыки, которые нужны, чтобы успешно закончить детский сад и поступить в школу.

Что значит ребенок психологически готов к школе: софт скиллы

При подготовке детей к школе родители чаще больше внимания уделяют развитию конкретных навыков. Ребенка учат счету, чтению, рисованию и письму. Безусловно, эти навыки важны. Но они быстро окажутся абсолютно бесполезными, если ребенок психологически не готов к школе. Одно дело — проговаривать буквы или читать небольшой текст с мамой, другое — делать все это в совершенно незнакомой обстановке, где тебя оценивают чужие люди. Привыкнуть к этому новому этапу в жизни ребенку помогают именно софт скиллы:

  • Навыки коммуникации — умение ребенка взаимодействовать с учителями и одноклассниками, выражать свои мысли правильно и связно, слушать других, анализировать их реакции и понимать, как самому отвечать. Развить эти навыки помогают разные формы коммуникации в игровой форме и “тренировки в бою” в бытовой жизни. Детям необходимо как можно больше взаимодействовать со сверстниками и взрослыми разного пола, возраста и характера, чтобы разыгрывать разные роли и научиться ориентироваться в разных типах людей.
  • Эмоциональный интеллект — все, что показывает, как дети понимают свои и чужие чувства, контролируют эмоции, интерпретируют поведение других. Хорошим признаком развития служит рефлексия, когда ребенок хочет рассказать о своих эмоциях, порассуждать, почему и он испытывал радость или гнев. Очень важно, чтобы дети “прожили” как можно больше чувств и эмоций до школы. Это поможет им быть готовыми к разным ситуациям, которые обязательно возникнут во время учебы.
  • Самоорганизация — ребенку важно научиться понимать, что такое время и как им управлять до того, как в его жизни появятся уроки и домашка. Родители могут постепенно приучать детей к соблюдению определенного графика. К примеру, распределить четко время принятия пищи. Малышу стоит объяснить, что между этими временными рамками он может заниматься своими любимыми делами, но данные часы отводятся для еды. Также можно дать ему какое-нибудь интересное задание и попросить самому организовать процесс. Например, приготовить блюдо на обед для мамы к установленному времени. Чем больше таких задачек будет у ребенка, тем лучше он будет управлять своим временем.

Что должен уметь ребенок перед школой: хард скиллы

Эти навыки помогают сформировать фундамент для дальнейшего взросления, саморазвития и самосовершенствования. А уже на этот фундамент по кирпичикам легче и проще накладывать прикладные знания или так называемые хард скиллы.

Важно отметить, что при поступлении для конкретной школы, конкретной местности это будет свой набор знаний и умений. Здесь мы выделим ключевые, которые разделяет большинство.

Письмо — ребенок должен понимать, как правильно держать руку, чтобы выводить буквы, обводить простые контуры, рисовать линии, геометрические фигуры и раскрашивать картинки, не выходя за рамки. В большинстве школ не требуют письма, но есть и такие, в которых необходимо писать буквы печатными, а иногда и письменными.

Решение простых логических задач подразумевает умение группировать и разделять предметы, находить различия или сходства, ориентироваться на месте и, конечно, считать. Сейчас на собеседовании при поступлении в школу уже могут дать задачку на сложение и вычитание, попросить расставить цифры от большего к меньшему или нарисовать геометрическую фигуру.

Чтение — как минимум, ребенок должен знать буквы и звуки, различать согласные и гласные, читать небольшие словосочетания или слова и понимать, что он прочел. В некоторых школах нужно читать предложения и пересказывать, но чаще всего это встречается в крупных городах.

На собеседовании ребенку также будет предложено показать свой словарный запас, к примеру: представить себя, рассказать о профессии родителей, о своих увлечениях, о домашних животных.

Сейчас время изобилия всего и для родителей, и для детей. Для развития софт и хард скиллов есть масса книг, настольных и сюжетно-ролевых игр, дополнительных секций и мероприятий в офлайн и онлайн форматах. Для родителя создана большая экосистема и задача его максимально активно участвовать именно в дошкольном возрасте в формировании этого фундамента, который станет залогом успешного будущего ребенка в школе, да и в жизни в целом.

В нашей школе мы формируем образовательную программу таким образом, что сначала устанавливаем эмоциональный и психологический контакт с маленькими учениками = и только потом уже на устоявшийся фундамент начинают потихоньку step by step накладываться конкретные языковые знания и навыки.

Источник: 7ya.ru

Смотрите также

Основные принципы и отличия образовательной среды в детских садах России и Германии

Основные принципы и отличия образовательной среды в детских садах России и Германии

Российские эксперты много говорят о заорганизованности российского дошкольного образования: дети не играют в те игры, …