Четверг , 7 ноября 2024
Главная / Образование / До школы / Чек-лист на готовность ребенка к школе

Чек-лист на готовность ребенка к школе

От того, насколько ребенок готов к началу занятий в классе, зависит, понравится ли ему в школе. Если мы хотим, чтобы дети учились с удовольствием и шли в школу, как на праздник, стоит уделить хотя бы несколько месяцев подготовке к первому классу. Вместе с онлайн-школой для детей и подростков Skysmart мы собрали чек-лист для родителей – он поможет понять, насколько будущий первоклашка готов к школе и над чем еще стоит поработать.

Что ребенок должен знать и уметь?

Конечно, школа на то и нужна, чтобы научить ребенка всему, что ему нужно знать. Но все же отправляться в первый класс нужно подготовленным. Вот чек-лист, который поможет запомнить, что ребенок должен знать и уметь еще до первого урока в школе:

  • Самая важная информация о себе: свое имя, фамилия и отчество, возраст, дату своего рождения, адрес, имена и фамилии родителей, их профессии.
  • Основные знания о мире вокруг: названия времен года, месяцев и дней недели, названия хотя бы 10-15 животных и птиц, названия частей тела. Хорошо, если ребенок имеет представления о профессиях, устройстве города, видах транспорта. 
  • Творческие навыки: умение пользоваться карандашами, фломастерами и красками, лепить из пластилина, делать аппликации из бумаги.
  • Речь и чтение: умение вести диалог, кратко пересказывать услышанное, знание букв и умение читать по слогам/
  • Счет: знание цифр и названий геометрических фигур, умение считать от 1 до 20, умение пользоваться линейкой.
  • Мелкая моторика: умение правильно держать ручку и обводить по контуру.

Готов ли ребенок учиться?

Все дети любознательны, но потребность и желание учиться есть не у каждого – эти качества нужно развивать. Как понять, насколько ребенок готов учиться системно? Посмотрите на его поведение – в школе ребенку будет легче и интереснее, если у него развиты:

Усидчивость. То есть способность заниматься одним делом относительно долго, не отвлекаясь и не теряя интереса. Если дошкольник может закончить начатый рисунок, достроить домик из кубиков или вообще заниматься любым интересным делом 20-30 минут подряд, то с усидчивостью у него все в порядке. 

Любознательность. Часто ли ваш ребенок задает вопросы? Бесконечные “почему?” могут утомлять, но именно неуемное любопытство помогает детям учиться с интересом и азартом. 

Интерес к интеллектуальной деятельности. Хорошо, если ребенку по душе занятия, требующие умственных усилий – например, загадки, головоломки, паззлы и квесты. Если ребенок часто ломает вещи, пытаясь выяснить, что у них внутри и как они работают, это тоже хорошо (пусть и затратно).  

Свобода мышления. Что ваш ребенок делает, столкнувшись со сложной задачей? В школе будет проще тем малышам, которые сами пытаются разобраться с такими вызовами, даже если у них это и не всегда получается. Если же ребенок всегда ждет инструкций и объяснений от взрослых, имеет смысл записаться на курсы подготовки к школе – там развивают стратегическое мышление и учат думать самостоятельно. И не забывайте хвалить ребенка за успехи – это вдохновит его на новые свершения. 

Развивать тягу к знаниям лучше всего во время игры. “Серьезные” занятия утомляют малышей и кажутся им скучными. Все-таки в этом возрасте игра – самое естественное занятие. Именно поэтому программа подготовки к школе в Skysmart – это не имитация школьных уроков, а увлекательный квест про котика-детектива. Вместе с ним дети проходят на интерактивной платформе квест, решают загадки и головоломки, выполняют задания, и во время этой игры сами не замечают, как обучаются читать, считать, измерять длину, различать плоские и объемные геометрические фигуры, составлять слова из слогов. 

А еще на занятиях дети поют, рисуют, делают зарядку – такие перерывы помогают размяться и сохранить концентрацию внимания. К тому же все уроки – индивидуальные, и учитель может адаптировать программу под особенности каждого ученика.

Насколько ваш ребенок самостоятелен?

Школа – это не только уроки чтения и арифметики. В школе ребенок впервые сталкивается с необходимостью проявлять настоящую самостоятельность. В детском садике у него были нянечки и воспитательницы, готовые помочь с любыми бытовыми мелочами. Но теперь он сам должен справляться с ними. И очень важно, чтобы еще до 1 сентября ребенок освоил кое-какие навыки, которые не связаны напрямую с учебой, но все равно очень важны. Первоклассник должен уметь:

  • Без помощи и подсказки взрослых выполнять мелкие домашние обязанности: поливать цветы, давать кошке еду, убирать грязную тарелку в раковину. Все это поможет ему быстрее переключиться на школьные обязанности и нормально воспринимать слово “надо”.
  • Мыть руки до и после еды, чистить зубы, следить за чистотой одежды, пользоваться туалетом.
  • Свободно общаться с другими детьми и со взрослыми без поддержки родителей, отвечать на вопросы, здороваться, прощаться, задавать вопросы и просить разрешения сделать что-то/
  • Собирать портфель, раздеваться и одеваться, запоминать, куда он положил свои вещи.
  • Если вам кажется, что все это не очень-то похоже на вашего ребенка, не паникуйте: нередко уровень самостоятельности может меняться в разных ситуациях. Например, дома ребенок может быть очень независимым, а в гостях смущается и теряется. Не требуйте слишком многого – приучайте ребенка к самостоятельности постепенно, давая ему с каждым днем все больше им больше свободы, позволяя пробовать делать что-то без вашей помощи.

    Поначалу ребенок может сопротивляться и ошибаться, но со временем он будет чувствовать себя все более уверенно. Начинайте с простых дел, которые у ребенка точно получатся хорошо с первого раза – это убедит его в том, что ему все по плечу, и подарит веру в свои силы. Главное – почаще хвалить и пореже критиковать, чтобы не отбить у малыша желание стать независимым.

    Источник: 7ya.ru

    Смотрите также

    Основные принципы и отличия образовательной среды в детских садах России и Германии

    Основные принципы и отличия образовательной среды в детских садах России и Германии

    Российские эксперты много говорят о заорганизованности российского дошкольного образования: дети не играют в те игры, …