Сама по себе мотивация, даже финансовая, даже для ребенка со стороны родителей — понятие условное, это лишь инструмент. Для результата всегда важно то, в каком контексте, в каких условиях, для кого и как он реализуется.
Фото: по лицензии PxHere
Мотивация «без денег»
Финансовое подкрепление однозначно мотивирует социализированных в обществе детей к социальному соревнованию (оценки, достижения, в том числе в области искусства, физической культуры) с другими детьми. Можно спорить с деталями мотивационного праксиса — сколько денег давать, когда и что при этом говорить…
Современный гармонично развивающийся в специалиста человек хочет влиять и управлять; в этом смысле можно мотивировать словами и сравнительными примерами «без карманных денег». Поощрения, получаемые ребенком за успехи в учебе и дополнительном образовании, могут иметь различные формы.
К примеру, можно мотивировать выражением Г. О. Грефа:
«Люди, имеющие знания, не хотят быть манипулируемыми»,
— и подспудно разъяснять ребенку каждое из понятий глубокой по смыслу сентенции. А не банальным выражением: «Не будешь учиться — будешь улицы подметать». Потому как вся «банальщина» — анахронизм эпохи. Дети это понимают, в том числе из группового общения.
Итак… можно начать со слов в виде мотивации к учебе. Но пытаться убедить ребенка, имеющего общение в обществе потребления и влияния, в успешном и результативном соревновании, когда он видит примеры ориентированных на материальное вознаграждение сверстников и родителей вокруг — непросто. Поэтому начать мотивационную практику можно «без денег», но в процессе их обязательно придется вложить (по причинам, изложенным выше). Отсюда вариативность сумм как мотивационного инструмента.
Финансовые возможности родителей, регион проживания — с отличающимися возможностями освоения материальных средств, характерные особенности ребенка, его ролевые ожидания в «своей» группе влияния — лишь малая толика значимых факторов. Начать можно и с 500 рублей, при этом верхний предел не может быть ограничен.
С учетом социального соревнования в группе — главного фактора личностного роста — материальное «вспоможение» как стимул обязательно проявится в результатах работы, ибо учеба ребенка — это его посильная работа, вклад в копилку семейного счастья и устойчивого развития.
Границы и цели
Нужно ли выстраивать границы, на какие цели ребенок может тратить полученные деньги? Казалось бы, если я плачу ребенку за учебу, уместно ли тогда не давать карманные деньги?
Важно разделять финансовые потоки, их адресность. По крайней мере на начальном этапе применения «инструментария». Это важно для того, чтобы дошкольник или школьник привыкал к ответственности за свои решения, связанные с материальными тратами. Причем мудрый родитель никогда не откажет своему сыну или дочке в совете по конкретной ситуации или ее разборе постфактум.
Когда спрашивают маленьких, что они хотят — мороженое или обезьянку, нередко «чудо» отвечает: хочу и то, и другое. Это нормально и типично для детского возраста дошкольника и даже отчасти младшего школьника. Это сензитивный возраст, когда для ребят главное — игра. И будьте готовы, что в материальном обеспечении услышите те же типичные нотки и даже требования. Поэтому финансовые потоки должны быть разделяемы.
Если на «все и совсем» семейного бюджета не хватает (к примеру, когда в семьях по 3−6 детей, каждый из которых тоже «хочет»), старайтесь дать хоть понемногу, но всем, не обделяя и не выделяя никого. И не оставляя не «покрытой» ни одну сферу, будь то учеба, еда или карманные деньги.
С помощью материальных мотивационных инструментов можно воспитать достойную ответственность, которая, несомненно, пригодится во взрослой жизни. Ребенок должен получать подарки, он к этому привык с детства, и не надо на этом экономить.
А ежели вы захотите мотивировать его к учебе, соответственно, дарите развивающие игры, подписки на детские журналы с качественной повесткой, знакомьте с культурой через «карты оплаты» входных билетов в музеи и на форумы, оплачивайте дополнительные «кружки» и «секции» с предварительным и понятным объяснением — для чего вы это делаете. Так воспитывают обязательства ребенка в зоне ответственности за его будущее.
Практические примеры
Итак, для мотивации можно давать условно значительное количество денег, но тому, кто уже имеет понятие их ценности и адресности. Вы можете давать деньги и договариваться, на что ребенок их потратит, мягко и без избыточной дидактики направляя юный разум (и наполняя его копилку опытом) на лучшее применение этих денег.
К примеру, вы говорите так: «Эти деньги я даю тебе, чтобы ты смог учиться на твоих любимых курсах… и выигрывать олимпиады по специальности». Ступай — оплати эту учебу (семестр).
Или пример из магазинной практики. Вы покупаете игрушку или развивающий комплект, выбранный самим ребенком с вашей помощью, но при оплате на кассе говорите так: «Эта молодая принцесса желает сама оплатить товар». И она оплачивает его, к примеру, с помощью банковской карты, на которой вы заблаговременно размещаете материальные средства и контролируете их по банковским отчетам.
Рядышком с отчетностью — контролем идет планирование. Это тоже инструмент воспитания ответственности. Заранее вместе с ребенком определяйте план, когда, сколько и на что потратить, и распределяйте материальные средства по датам их поступления и расхода. Так вы приучите его к ответственному распределению материальных активов.
Разговаривайте с ребенком о том, что ему интересно, выясняйте, определяйте предпочтения — это поддерживает доверительные отношения до подросткового и пубертатного возраста. И сами не забывайте следовать «поступью технического прогресса»: изучайте все модные тенденции в области образования, в том числе дополнительного, даже теории решения изобретательских задач.
И не забывайте еще одно важное в воспитании ребенка: любите его! Деньги очень важны, но второстепенны. Человек больше всего любит, когда его любят. Купить эти эмоции можно только условно.