Всем родителям известно: чтобы получить подарок от Деда Мороза, нужно рассказать ему стихотворение на новогоднюю тематику. В этой статье вы узнаете, какие стихотворения подходят для детей разных возрастов, как помочь ребенку выучить стихотворение, а также какие техники запоминания наиболее эффективны в работе с детьми дошкольного и младшего дошкольного возраста. И, конечно, вас ждет подборка несложных вариантов, которая поможет подготовиться к утреннику в детском саду.
Почему так важно заучивать наизусть?
Тренировка детской памяти
Важность заучивания стихотворений в детском возрасте научно доказана: когда ребенок запоминает стихотворение наизусть, у него задействуются сразу несколько мозговых центров в левом и правом полушарии, благодаря этому происходит всестороннее гармоничное развитие головного мозга.
Кроме этого, заучивание наизусть также развивает фантазию и творческие способности ребенка, ведь его задача не просто воспроизвести заученный текст, а передать его характер, настроение, выразить чувства с помощью интонации, мимики и жестов.
Один из важнейших плюсов для детей, которым предстоит идти в школу, — заучивание стихов является одним из самых действенных способов тренировки памяти. Это сложнейший из психических процессов, который заключается в трех основных действиях: запоминании, хранении информации и ее воспроизведении.
Стихи для самых маленьких
Младший дошкольный возраст
В процессе подбора стихотворения для ребенка важное место занимает возраст, в котором оптимально начало изучения стихов. Согласно научным исследованиям, возраст осознанного запоминания — это 4 года. Во многих детских садах учить стихотворения начинают с 3 или даже 2 лет. С двухлетним ребенком не рекомендуется учить стихотворения, которые по объему превышают две строчки. Желание родителей поскорее научить ребенка иногда может обернуться психологической травмой, поэтому к решению разучивать стихи в таком возрасте нужно отнестись очень осторожно. Стихотворение должно содержать короткие и простые слова. Вариант для 2 лет должен выглядеть примерно так:
Раз, два, три, четыре, пять
Новый Год идем встречать!
В возрасте 3 и 4 лет ребенок вполне может запоминать слова и предложения, понимая их смысл и осознавая, что именно он говорит. Рекомендуемый объем стихотворений для 3-4-летних детей — 3-4 строчки. При этом слова не должны быть слишком длинными, однако хорошо, если они развивают речь ребенка — содержат буквы «р», «ш» и другие, которые ребенку трудно даются.
Елка наряжается —
Праздник приближается.
Новый год у ворот,
Ребятишек елка ждет.
***
Дед Мороз прислал нам елку,
Огоньки на ней зажег.
И блестят на ней иголки,
А на веточках — снежок!
Стихи для детей дошкольного возраста
Дети младшего дошкольного возраста
В возрасте 4-5 лет дети учат четверостишья и небольшие стишки, поэтому не давайте ребенку стихотворения большого объема. Лучше начинать с четверостишья и потихоньку увеличивать их объем. Идеальный вариант для ребенка дошкольного возраста — 6-8 строчек. Для развития речи ребенка очень важно как можно чаще учить с ним стихи такого объема, обогащая при этом словарный запас и чувство рифмы. По сравнению со стихотворениями для детей 3-4 лет строчки должны быть длиннее, а слова — сложнее. Вот несколько примеров:
Белые снежинки в воздухе летают,
Щиплет наши щечки во дворе мороз.
Так всегда бывает, зима к нам прилетает,
А вместе с нею в санках — добрый Дед Мороз.
***
На свете так бывает,
Что только раз в году
На ёлке зажигают
Прекрасную звезду.
Звезда горит, не тает,
Блестит прекрасный лёд.
И сразу наступает
Счастливый Новый год!
Стихотворения на английском языке
Изучение стихотворения на английском
В наше время большую популярность получили детские сады с изучением языка, чаще всего английского. Психологи рекомендуют начинать изучение иностранного языка не раньше 3 лет, чтобы у ребенка было осознание того, что этот язык — не родной, чтобы он мог различить между собой слова разных языков. Это правило не касается таких ситуаций, когда ребенка в семье воспитывают билингвом (он учит два языка с рождения, например, если семья интернациональная, и папа с мамой являются носителями разных языков).
Если в садике ребенку дали задание выучить стихотворение на английском языке — нужно учитывать несколько правил:
1. Стихотворение на иностранном языке должен быть короче стихотворения, которое ребенок может запомнить на родном языке;
2. Прежде чем начать изучать стихотворение, убедитесь в том, что вы правильно произносите все буквы и делаете верное ударение в словах;
3. Объясните ребенку значение каждого слова (можно подписать карандашом сверху).
Специалисты рекомендуют не изучать стихотворения на иностранных языках с детьми, имеющими даже незначительные отклонения в развитии, в психической системе, а также с детьми до 2 лет. В этом возрасте ребенок еще не может полноценно воспринимать какой-то язык, кроме того, на котором с ним говорят дома (за исключением вышеописанной ситуации с билингвизмом). При выборе стихотворения важно учитывать сложность слов и физическую возможность ребенка их правильно произнести.
A Happy Year
I want to give you lots of love
And want to say right here:
Have a nice New Year Day
And then a happy year!
***
The New Year
December is the best of all.
Snowflakes dance, snowflakes fall.
People see the New Year in.
December ends, New Year begins.
Как быстро выучить стихотворение с ребенком?
Самое главное, что нужно помнить: процесс заучивания стихотворения психически сложный, поэтому требует определенной мотивации. Если взрослый человек в состоянии сам себя мотивировать, то в случае с ребенком это становится важной задачей родителей. Важно также учитывать возраст ребенка. Например, в младшем дошкольном возрасте у ребенка преобладает так называемая «непроизвольная память». Он может легко и без особых усилий запомнить стихотворение, главное — чтобы оно ему понравилось. Поскольку все дети разные, то и успех учения у всех может быть разным. Некоторые дети могут вовсе отказаться учить стихи: либо они не понимают, зачем от них это требуют, либо они просто не заинтересовались материалом.
Чтобы побудить ребенка к изучению и заинтересовать, можно:
- рассказать ему, как все будут его внимательно слушать, когда он будет читать стих перед зрителями; как воспитатель в садике похвалит его, а Дед Мороз подарит ему именно тот подарок, о котором он всегда мечтал;
- если выступление происходит не в детском саду (перед гостями или родственниками), расскажите ребенку о том, как все его любят, как будут восхищаться и аплодировать;
- можно пообещать за выступление какой-нибудь подарок или «приз», объяснив при этом, что любой труд всегда вознаграждается;
- если вы разучиваете стихотворение к утреннику в детском саду — просто скажите малышу, что все дети в его группе уже учат стишки для Деда Мороза — скорее всего, ребенок сразу согласится, потому что в таком возрасте у детей есть желание повторять и делать так же, как и другие.
Важным является момент выбора стихотворения — обязательно учитывается тот факт, что все дети разные и отличаются по характеру и темпераменту. Например, для непоседливых и активных, подвижных малышей больше подойдут ритмичные, веселые стихи, а для флегматиков, скорее плавные и спокойные. Помните о том, что детям до 4-5 лет лучше не предлагать учить длинные стихотворения. Во-первых, ребенку будет просто трудно запомнить цепочку из большого количества слов, а во-вторых, чрезмерная нагрузка может отбить у ребенка желание заниматься в будущем.
Традиционно лучшими авторами стихотворений для детей считаются всем известные Агния Барто, Сергей Михалков, Елена Благинина, Корней Чуковский, Самуил Маршак. В этих стихах четко продумана ритмика слога, которая подходит для изучения именно маленькими детьми.
Работа над текстом стихотворения
Техника изучения стихов
Как правильно родителю организовать работу с ребенком так, чтобы стихотворение быстрее заучивалось?
Сначала взрослый читает ребенку текст — обязательно выразительно, не спеша, с паузами, интонацией и голосом передавая его характер и настроение. В этот момент ребенок должен внимательно слушать. Идеальным вариантом будет, если родитель расскажет стихотворение наизусть, тем самым подавая пример малышу, или покажет ребенку, что он вместе с ним учит стихотворение. Перед тем как начать читать, нужно сообщить, о чем произведение. Например: «Сейчас я тебе прочитаю стихотворение про праздник Новый год». Можно показать малышу соответствующие тематические новогодние картинки и сказать несколько слов об этом времени года — таким образом ребенок заинтересуется больше, чем, если вы просто прочитаете текст.
Новый год я очень жду
И под елочкой сижу.
Там подарки охраняю,
Их от всех оберегаю!
Ем конфеты, мандарины
И рисую я картины.
Дедушку Мороза жду,
Я подарочек хочу!
После прочтения стихотворения можно показать ребенку иллюстрацию к нему — обычно во всех детских книгах есть иллюстрации. (Можно обратиться к иллюстрации и перед началом чтения, чтобы таким образом заинтересовать ребенка). Далее предложите ребенку выучить стихотворение.
Важный момент! Если ребенку не понравилось прочитанное вами стихотворение, лучше не заставлять его учить, а потратить чуть больше времени, чтобы выбрать другой вариант. Помните, что в детском возрасте особо важно привить ребенку интерес и любовь к учению: если заставлять его учить то, что не нравится, — он просто потеряет интерес, и в школе ему будет учиться намного сложнее.
Когда вы приступаете к процессу разучивания, прочитайте стихотворение несколько раз. Вместе с ребенком определите, есть ли в тексте непонятные или незнакомые слова — объясните их малышу, а затем попросите его самого объяснить их смысл. Чтобы процесс заучивания прошел быстрее, предложите ребенку самостоятельно пересказать смысл стихотворения — это поможет ему лучше его понять. Не забывайте задавать уточняющие вопросы: каков смысл стихотворения? Кто главные герои? Что они делают? И другие.
После этого можно начинать процесс запоминания. Вот основные моменты, которые следует учесть:
- родитель читает каждую строчку отдельно, а ребенок повторяет ее (пусть ребенок повторяет строчку до тех пор, пока не расскажет ее без ошибок — только тогда переходите к следующей строчке);
- затем ребенок рассказывает две строчки вместе;
- в конечном итоге ребенок должен повторить все стихотворение;
- если вы учите стихотворение к определенному дню — повторяйте выученное каждый день по несколько раз;
- не стоит ругать ребенка, если он не может быстро запомнить.
Помимо метода «заучивания по частям», существует еще несколько способов запоминания стихов:
1. Метод многократного повторения. В этом случае стихотворение учится не по частям, а сразу целиком — повторяется много-много раз, пока ребенок не сможет его повторить. Такой способ подходит для небольших произведений из 2-4 строчек. Именно поэтому его чаще всего используют для самых маленьких;
2. Метод игры или метод «магнитофона» также подходит для детей младшего возраста. Предложите ребенку побыть магнитофоном: вы читаете ему вслух стихотворение, а он должен записать его и воспроизвести. Чаще всего ребенок прилагает больше усилий, чтобы запомнить стихотворение, если чувствует на себе ответственность (ответственность сделать качественную магнитофонную запись);
3. Метод разной интонации. Чтобы ребенок не терял интерес в процессе изучения, используйте данный метод — произносите стихотворение каждый раз с новой интонацией — строго, задумчиво, сердито, весело, грустно. Попросите ребенка повторить за вами — так он быстрее запомнит слова;
4. Метод ритма. Некоторым детям будет легче запомнить стихотворение, если читать его под различные ритмические движения. Придумайте свое движение для каждой строчки стихотворения и повторите его несколько раз;
5. Метод песни, который подходит для детей с аудиальным восприятием информации: задача родителя не читать стихотворение, а пропевать его на разные мотивы. Ребенок должен повторит спетое — тем самым он развивает не только память, но и слух и ритм. Чтобы запоминать было веселее, пойте стихотворение на различные мотивы.
Источник: babytoday.ru